Как проходит казахская свадьба – современные традиции и обычаи

Свадебные традиции в Казахстане

Свадьба молодожёнов происходит обычно в несколько этапов:

  1. Сватовство. В этот день родители жениха приезжают в дом невесты, где проходит знакомство, обсуждение деталей мероприятия и чаепитие. Раньше родители самостоятельно подбирали партнёров для своих детей, но в современной жизни правила намного упростились. Родители жениха обязательно должны приносить подарки для семьи избранницы. В день сватовства на стол подаётся блюдо “куйрык бауыр”, изготавливающееся из сала и печени.
  2. Выкуп. Традиции, связанные с выкупом, сохранилась ещё с древних времен, ранее сторона жениха представляла в качестве выкупа лошадей или коров. В современном Казахстане в качестве выкупа используются драгоценности, одежда, ковры.
  3. Приезд жениха. В день торжества избранник приезжает к невесте в национальном костюме для того, чтобы забрать её на праздник. По традициям жених должен пройти ряд конкурсов и заданий, прежде чем увидеть любимую, за невыполнение требований ему начисляются штрафы.
  4. Сборы невесты. Во время попыток жениха пройти конкурсы в соседней комнате происходят сборы невесты, в которые входят облачение в свадебный наряд, создание причёски, дополнение образа аксессуарами.
  5. Торжество. Свадьбы молодожёнов проходят в РАГСе или в мечети. Гуляния происходят под национальные песни и танцы, в ходе празднований гости дарят молодожёнам подарки. В числе современных традиций появился обряд совместного разрезания торта женихом и невестой.

На праздник нанимается тамада, который устраивает конкурсы, игры и соревнования. В современном Казахстане все реже встречается тенденция отмечать свадьбы с большим размахом на несколько дней, чаще всего мероприятие продолжается один вечер.

Обязательное условие торжества богатый стол, содержащий национальные мясные блюда и напитки. Один из древних обрядов, сохранившихся на сегодняшний день надевать на голову невесты платок, чтобы причислить её к ряду замужних женщин.

Подробности

После завершения сватовства

…, сторона будущего мужа должна уплатить калым, без которого, в принципе, в былое время, невозможна была казахская свадьба. Раньше его размер устанавливался в зависимости от финансовых возможностей брачующихся. Если речь шла о бедных людях, то калым мог составлять до пяти голов скота, а для людей состоятельных размер калыма достигал до пары сотен голов скота. В наши дни соблюдается традиция в виде материальной помощи, оказываемой родителями молодоженам. Согласно обычаю, родственники жениха дарят деньги для покупки мебели новобрачным, а родственники невесты дают приданое в виде постельного белья, ковров, кухонной посуды и т.д.

Помимо этого, семья невесты может заставить молодого человека заплатить штраф, который оговаривается дополнительно. Совершенно другая картина складывается, если слово нарушает невеста. В данном случае, все подарки должны быть возвращены и дополнительно выплачен штраф за то, что нарушены договоренности. К счастью, подобные ситуации случаются крайне редко.

Приезжая за невестой, будущий муж должен был везти с собой скот, предназначенный для праздничного стола, а также фрукты, дорогие украшения, чай, сладости.

Проводы невесты («кыз узату») – очень трогательная церемония, с которой, собственно, начинается свадьба. Согласно традиции, в этот день, семья девушки должна и грустить (по поводу предстоящего расставания), и радоваться (от того, что девушка стала взрослой красавицей и выходит замуж).

Сваты забирают девушку с родительского дома ранним утром, с восходом солнца. Это очень символично, так как восход считается началом новой жизни. При этом, дочь должна спеть прощальную песню («коштасу жары») для своей семьи. Как правило, за невестой приезжает процессия из нескольких человек под руководством главного свата. Именно к нему, в течении всей жизни невеста должна относиться с почтением.

После заключения брака, молодая жена должна проститься с родным домом. Эта важный этап свадебного мероприятия, который соблюдается в Казахстане. Девушка должна найти для каждого члена своей семьи душевные и теплые слова прощания и спеть прощальную песню.

После прощания с родительским домом, свадьба продолжается в доме жениха

Приезд новобрачной в дом супруга носит название «келин тусиру» и представляет собой торжественное действо, в котором участвует весь аул. Интересным фактом считается то, что молодую жену не довозят до места назначения, а высаживают на некотором расстоянии от аула. Ей навстречу устремляются женщины, которые и приводят ее в новый дом, при этом, не разрешая ей открыть лицо.

Следуя обычаю, невеста должна переступить порог дома правой ногой, чтобы супружеская жизнь была счастливой. Процессию женщин, сопровождающих девушку щедро осыпают деньгами и сладостями. После этого начинается пир горой, сопровождаясь забавными конкурсами и соревнованиями. Невеста выходит к гостям не сразу, какое-то время она проводит за ширмой.

После того, когда в ауле собирались все желающие, в самый разгар свадебного пира, к гостям выводят невесту, скрывающую лицо под шалью. Ритуал открытия лица называется «беташар», он в обязательном порядке сопровождается песнями. Снять покрывало доверяют, как правило, уважаемой свекрови. Далее следует знакомство новобрачной с новой родней. Она с уважением и почтением принимает поздравления и пожелания, а также наставления и советы, при этом делая поклон каждому кто ее поздравляет. И только после этого, жених и невеста получают официальный статус отдельной семьи.

Сватовство

Сватовство – обязательная часть такого события, как казахская свадьба, на казахском языке эта церемония носит название «куда тусу». Роль сватов традиционно возлагается на отца и других близких родственников жениха. Семья невесты предупреждается об их визите заблаговременно, обязана обеспечить щедрое угощение (конечно, если им нравится претендент). Однако за вход в дом девушки сваты вынуждены заплатить, так как женская половина семьи традиционно протягивает перед дверью аркан, который убирается только после того, как гости вручают хозяевам подарки: отрезы дорогой ткани, деньги.

Атмосфера на праздничных обедах царит теплая и дружественная, во время трапезы обсуждаются различные темы, не имеющие прямого отношения к будущему бракосочетанию. Только когда обед близится к завершению, сватам разрешается перейти к цели своего визита. Обсуждаются условия проведения брачной церемонии, устанавливается размер калыма. Право высказаться предоставляется всем старшим членам обоих семейств. Сватовство, которым традиционно предваряется казахская свадьба, не обходится также без обряда обсыпания «шашу». Делегаты жениха обсыпаются конфетами, печеньем, мелкими монетами родственницами невесты, также сватов могут заставить пройти разные испытания, поучаствовать в веселом представлении.

Представители жениха, приехавшие сватать девушку, обязаны иметь при себе «коржун». Это мешок, декорированный яркими лентами, бусами, монетами. Внутри него располагаются подарки: сухофрукты, конфеты, отрезы тканей и так далее. Перед отъездом сватов подарки вручаются и им, самый ценный презент при этом достается отцу жениха.

Свадебные традиции казахов

Свадебные обычаи Казахстана заслуживают не меньшего внимания, чем обычаи, принятые при рождении ребёнка. Издавна перед заключением брака казахи стремились узнать о подробностях происхождения человека, с которым семье предстояло породниться. Если до седьмого колена находился общий родственник, брак заключать было нельзя. В старину нередко союзы создавались по родительскому договору, однако бывали и исключения. 

Представители знатных семейств могли позволить себе выбрать невесту, которая придётся по душе. Мы привыкли, что именно мужчины противостоят друг другу в борьбе за сердце дамы, однако у казахов всё было иначе. 

В аулах, где было несколько девушек на выданье, приезжали знатные женихи, а невесты должны были продемонстрировать им свои умения. Интересно, что речь идёт не только о мастерстве в рукоделии и танцах – девушки должны были состязаться в соревнованиях по стрельбе из лука, верховой езде. Женихи выбирали в жёны самых ловких, сильных и красивых участниц этих игр.

Если сватовство проходило благополучно, и обе стороны были согласны на брак, начиналась подготовка к самой свадьбе. Важным аспектом была уплата калыма за невесту, а также установление размера приданого. 

Порой казахские женихи похищали своих возлюбленных. Нередко это случалось тогда, если не удавалось договориться с родственниками либо молодой человек не имел средств на уплаты калыма. Надо заметить, что в таких случаях сами невесты чаще всего были не против своего похищения.

Самым трогательным моментом свадьбы являются проводы невесты. в традиционном варианте они подразумевали праздник для невесты и её подруг в доме. где она проводила последний день как хозяйка (после этого она превращалась в гостью). Напоследок девушка исполняла печальную песню “сынсу”, а наутро сваты забирали её в дом жениха. 

Непосредственно свадебная церемония проводится в доме, принадлежащем жениху. Особенной традицией казахов является плата за “погляд”. В начале свадьбы невеста представала перед гостями с закрытым лицом, однако позднее открывала его и, глядя на каждого присутствующего, кланялась. За это молодой семье гости преподносили подарки и деньги.

Традиции сватовства: историческое достояние и традиционность казахских обрядов

Существует несколько разновидностей казахского сватовства «кыз айттыру». Иногда решение о будущем бракосочетании принимают родители детей, которые еще даже не родились. Такие договорные браки свидетельствуют о давней дружбе семей и их хороших взаимоотношениях. Сватанье до рождения носит название «бел куда». Если дети уже родились и их сватают прям с колыбели, то это традиция «бесик куда». Часто бывает так, что люди, выдавшие замуж свою дочь за сына сватов, женят и своего сына на дочери сватов. Это двойное сватовство принято называть «карсы куда». Когда женятся уже взрослые дети, осознанно выбирая себе пару – сватовство «куда тусу» носит больше формальный, нежели обрядовый характер.

Традиции казахской свадьбы запрещают браки между женщинами и мужчинами, которые представляют один род. Родственные связи в казахской семье учитывают вплоть до седьмого предка. Так же у казахов запрещены неравные браки – жених может быть женщины только на 25 лет, а невеста может быть старше мужчины всего на 8 лет. Если возраст брачующихся выходит за эти рамки – разрешение на брак попросту не выдается.

Договорное «кыз айттыру», в условиях казахского жизненного уклада, это своеобразная гарантия счастливой и образцовой семьи.

Церемониальные смотрины у казахов называются «кыз кору». Этот обычай предусматривает возможность выбора невесты одним мужчиной среди нескольких претенденток. Особенно этот ритуал практикуется в зажиточных и богатых семьях. На специфическом «кастинге» девушек принято встречать почтительно. Те девушки, которые добровольно соглашались на участие, должны были выразить свое согласие и устроить между собой соревнования, состязаясь в различных искусствах. В тоже время, в ходе смотрин девушки тоже имели шанс по достоинству оценить будущих женихов. Если во время встречи молодые люди понимали, что понравились друг другу – мужчина посылал сватов в дом к избраннице. Но не всем разрешалось выбрать себе пару по своему вкусу, такую привилегию имели только дети из влиятельных семейств.

Современное сватовство у казахов уже не столь категорично, все же современность накладывает свой отпечаток. Договорные браки и «базарный» выбор невест уходят в прошлое, уступая место настоящей любви.

Сватовство по казахским обычаям подразумевает обмен подарками в знак уважения одной семьи к другой. Называется такой подарок «шеге шапан». После обоюдного договора и уточнения нюансов бракосочетания, сваты преподносят его будущим родственникам. Со стороны родителей парня – это «каргыбау», который может выражаться во всем, что связано с лошадьми, от уздечки и поводьев, до породистого скакуна. Отец невесты накидывает торжественный шапан на плечи доверенному лицу, представляющему самого жениха. Когда посланец возвращается в дом жениха в новом шапане – встречающие благодарят его и осыпают деньгами и сладостями.

«Куда тусу», незыблемое и обязательное сватовство у казахов. Традиция настолько древняя, что нынешние свадьбы просто не могут быть проведены без предварительных мероприятий. Когда решение о женитьбе принято двумя взрослыми молодыми людьми, то ритуал сватанья происходит немного иначе, чем при договорном браке. Отец жениха и его самые близкие родственники едут в дом к девушке. То, что происходит во время таких посещений – весьма интересно, а действия людей многоступенчаты и ритуально обоснованы. Приезд сватов со стороны юноши называется «куда тусер». Отец невесты приглашает на этот день в гости все свое многочисленное семейство. Сватов принимают с помпой и торжественностью, и после официального согласия на начало церемонии – обмениваются подарками и приветствиями. Самый главный сват «бас куда», а отцы будущих молодоженов «бауыздау куда».

Калым

Выкуп за невесту – то, без чего в былые времена не могла состояться казахская свадьба. Традиции велят кандидату на руку и сердце девушки преподнести 47 голов скота ее родителям. Сейчас это правило соблюдается редко, достаточно положить в подарочный мешок, который вручают сваты семье невесты, 47 мелких предметов. Количество голов скота, которое требовали за невесту в прошлом, зависело также от благосостояния семей, намеревающихся породниться. За дочь крупного бая нередко платили до 1000, тогда как бедняки довольствовались 5-6 головами в качестве калыма.

Традиционная казахская свадьба – ритуал, основанный на древних обычаях прекрасного, тщательно спасшего людей. Все начинается с поиска родителей будущего жениха-жениха, подходящего для него. Когда леди сердца для сына родителя все еще можно было найти, нужно было не только заплатить выкуп родственникам невесты, но и узнать больше об этой девушке.

Мы не смогли заплатить требуемый выкуп, жених мог открыто украсть милый. Также может сделать жениха, родители потенциальной невесты открыто против брака. Сегодня ритуал «похищения невест» почти не найден. Особенности традиционной казахской свадьбы. Репутации; родословная; достоинства и недостатков. . Среднее приданое для невесты варьировалось в зависимости от финансового положения родителей жениха. Например, бедные семьи дали от трех до пяти голов крупного рогатого скота, а богатые семьи – и более тысячи лошадей.

Сохранилась в наши дни такая традиция, как материальная помощь, которую оказывают молодоженам родители. Обычай велит родственникам невесты обеспечить ей приданое, включающее ковры, постельные принадлежности, посуду и так далее. Родственники жениха должны выделить молодой семье деньги на приобретение мебели.

В случае, когда родители жених не. Говоря о свадебной церемонии в Казахстане, необходимо начать с самой распространенной традиции – казахстанцы очень моногамны. В отличие от других восточных народов, казахи не выходят замуж за людей, если они сделаны в отношениях, менее 7 колен. В этой связи в Казахстане есть особое высказывание – «те, кто живет ближе семи рек». Кроме того, под строгим запретом брака с падением того же рода. Все это должно обеспечить здоровье казахской нации.

Официальный процесс начинается только после того, как молодые получают лицензию на брак от главы семьи и старшего

Важно отметить, что непосредственное знакомство будущих новобрачных происходит в день свадебной церемонии. Считается, что мудрая семья сможет выбрать действительно приличную пару своего сына или дочери. Процесс выбора партнера для родителей вашего ребенка начинался сразу после его рождения

Обычно в основе родителей лежат следующие критерии

Процесс выбора партнера для родителей вашего ребенка начинался сразу после его рождения. Обычно в основе родителей лежат следующие критерии.

Очевидно, что далеко не каждая помолвка заканчивается браком. Если жених уже после визита сватов и уплаты калыма вдруг раздумывает жениться, не имея на то предусмотренных обычаем оснований, на возврат выкупа за невесту ему рассчитывать не приходится. Более того, семья обманутой девушки вправе принудить ветреного юношу к уплате штрафа, размер которого оговаривается отдельно. Иная ситуация складывается, если договор не соблюдается невестой или ее родственниками. В этом случае семья девушки должна не только полностью вернуть уплаченный им выкуп, но и компенсировать нарушение договора путем выплаты штрафа.

Силовая физическая безопасность; Происхождение мужчин или девочек; Репутация и семья. На протяжении многих веков в Казахстане широко распространена очень ранняя баржа. Например, изучение жениха и невесты может произойти в возрасте тринадцати или четырнадцати лет. Бывали случаи, когда семья будущего жениха невесту похищали из дома, но желание получить официальное разрешение на вступление в брак мирно превалировало.

В тот день, когда раньше были оговоренные родственники жениха и невесты, родственники приходили в дом сына невесты. В доме проводились длительные переговоры, результаты которых устанавливали размер невесты. Как правило, размер приданого целиком основан на уровне материального благополучия родителей жениха. Например, родственники невесты могли попросить от 17 до 77 голов крупного рогатого скота в качестве выкупа. Если родственники жениха не имели лошадей, они могли бы заплатить выкуп другим видам крупного рогатого скота или деньгам, которые сегодня получили большую популярность.

Сватовство казахской невесты

Сватовство – это знакомство семьи жениха с семьей невесты. «Женятся на сто лет, а сватаются на тысячу»- так звучит старинная казахская пословица. Быть сватьями у казахов означает поддерживать теплые семейные отношения огромное количество лет.

Для сватовства специально назначался день, который считался одним из самых значимых в подготовке к церемонии бракосочетания. В этот день жених со всей своей семьей отправлялся в родительский дом девушки. До того как зайти в дом невесты молодой жених и его семья должны были заплатить выкуп. Если выкуп устраивал семью девушки, то их приглашали пройти в дом.

После этого самая уважаемая женщина из рода невесты согревала свои руки от домашнего очага, а после этого согревала руками лицо жениха. Данный обычай говорил о том, что жених получал тепло из дома невесты, чтобы в их новом доме было так же тепло и уютно. После данного обряда следовали многочисленные национальные песни. После них семью жениха приглашали пройти в комнату, в которой к тому времени уже собиралась вся семья невесты.

Все это время невеста не выходит к гостям. Она ждет в другой комнате, пока ее семья заключит договор с семьей жениха. Когда же договор был заключен, то традиционно резался баран, из которого готовили блюда для праздничного стола. После того как был накрыт стол, невеста впервые выходила к гостям. Для жениха и невесты это был волнительный момент, так как зачастую бывало, что молодые в тот момент виделись впервые. После того как невеста знакомилась с женихом и его семьей все садились за праздничный стол, где звучали песни, без которых не обходился ни один обряд сватовства.

Как проходит сватовство и помолвка

Чувашская свадьба неразрывно связана с выполнением различных бытовых традиций и религиозных обрядов. Согласно существующим традиционным канонам народов

Чувашии, жениху рекомендуется выбирать себе невесту из дальней местности. Это связано с желанием избежать риска заключения брака между дальними родственниками. По этой причине в селениях часто устраиваются праздники, в которых участвуют жители нескольких поселений.

Молодежь на таких совместных праздниках обычно и знакомится, а старшие родственники присматриваются к парням и девушкам в поисках подходящих брачных кандидатур для своих взрослых детей. Бывают отдельные случаи, когда выбор невесты делали родители жениха, но даже в такой ситуации взаимное согласие сторон обязательно.

После обмена традиционными знаками внимания, которые свидетельствует о взаимной симпатии молодых людей, жених сообщает своим родителям о своем выборе.

Родители, в свою очередь, расспрашивают знакомых о своей будущей невестке с целью удостовериться, что их сын приведет в дом воспитанную и здоровую девушку, которая сможет родить здоровых детей – продолжателей рода.

Такое пожелание возникает неспроста, ведь у будущей невестки будет большой круг домашних обязанностей, и ей предстоит быть полноправной хозяйкой дома. Существует интересная особенность, что более зрелые невесты пользуются большим «спросом», так как имеют более солидный опыт ведения домашнего хозяйства, да и приданое у них значительно больше. Молодая пара, в которой 20-летний жених берет в жены 30-летнюю невесту – обычное явление в чувашских семьях.

Для летних свадеб выбиралось время после окончания весенних работ в поле, а осенние – после сбора урожая. В большие праздничные религиозные праздники свадьбы старались не проводить.

Последующее сватовство проводится следующим образом: группа сватов, состоящая из родственников жениха, отправляется в дом его избранницы. Есть одна особенность – количество сватов обязательно должно быть нечетное.В дом невесты сваты приходили с гостинцами и с крепкими напитками. В отдельных случаях на сватовство брали и жениха. Это делалось в том случае, если невесту выбирали родители, а жених еще не видел своей суженой. Если по каким-то причинам молодая на смотринах не понравилась жениху, он имел полное право отказаться от своих намерений. В доме невесты сваты начинали ничего не значащий разговор с родителями невесты, не называя при этом истинной цели своего визита.

Если молодая и родители невесты были не против, то назначалась дата ответного визита близких родственников невесты в дом жениха с целью закрепления знакомства.

Во время сватовства близкие родственники невесты объявляли о размере ее приданого, а родители жениха называли, какой калым дают за невесту. В состав приданого входил комплект одежды, предметов кухонной утвари, а также домашний скот.Семья жениха готовила денежный калым, а также продукты для проведения свадебного застолья. В настоящее время понятия «калым и приданое» сохранились, и лишь немного изменились: мерой их измерения считается универсальный денежный эквивалент. Передачу денег проводят за несколько дней до свадьбы накануне свадебных торжеств следующим образом: родственники невесты накрывают на стол и в центр ставят хлеб с солью, который родня жениха покрывает кошелем с калымом.

Глава рода невесты забирает калым и возвращает кошелек родственникам жениха с вложенной монеткой, что символизирует нескончаемое денежное благополучие молодой семьи. Если обе стороны приходили к обоюдному соглашению, то родственники обменивались небольшими подарками. На этой встрече намечалась дата свадьбы – обычно через 3–5 недель, но обязательно через нечетное количество дней.

Сватовство

Это тот обряд, который существует практически у каждой народности. Только в Казахстане он проходит со своими индивидуальными особенностями. Назначается ещё до визита к невесте сваты со стороны жениха. Как правило, это мужчины, взрослые и уважаемые.

Среди них выбирают главного свата. Это может быть родной отец или дядя.

Заранее родственники жениха предупреждают семью невесты о том, что в назначенный день и час они придут свататься. Если сторона невесты захочет, то они с радостью примут гостей. Примечательно, что семья девушки может сразу же отказать и не пустить сватов в дом.

В том случае, если исход положительный и сватов ждут в доме, то жениху стоит подготовить выкуп. Сестры невесты перед домом ставят своеобразный аркан, пройти который можно лишь тогда, когда заплатишь выкуп.

В Казахстане обряд сватовства считается очень важным. Впоследствии сваты признаются родственниками семьи. Поэтому обряд осуществляется по всем правилам и канонам.

Семья невесты приглашает сватов за праздничный стол. Гости за ним обедают и общаются на отвлеченные темы. Только тогда когда на столе заканчивается еда, сваты принимаются за обсуждение непосредственно самой свадьбы. Отец жениха выставляет размер калыма, который просит за свою дочь.

Сваты в семье девушки всегда встречаются с почестями и уважением. В конце беседы их осыпают печеньями, конфетами и драгоценными монетами. Тем самым показывается на сколько они уважаемы и почитаемы в этом доме.

Нередко девушки собирают небольшие мешки со сладостями и вручают при выходе каждому свату. Самый большой мешок должен быть отдан отцу жениха.

Сговор и сватовство (обычай казахской свадьбы)

Существовали различные виды сговора (кыз айттыру) между родителями будущих жениха и невесты . Если семьи , хорошо знающие друг друга, связанные крепко дружбой, договаривались стать сватами еще до рождения детей, то такое сватовство называлось бел куда. Если же сватали детей с колыбели – то бесик куда. Иногда, человек, женивший сына на дочери свата, мог выдать свою дочь за сына своего свата, тогда их так и называли карсы куда, что означает взаимный сват.

Сватовство не ограничивалось только сговором. Проходили, так называемые, смотрины (кыз кору). Собирались дети знатных родителей или прославленные жигиты (выбирать себе пару могли не все молодые люди, а только дети знатных родителей или прославленные жигиты) и устраивали смотрины девушек для женитьбы. Казахская народна пословица “кызды ким кормейди, кымызды ким ишпейди”, в переводе означающая “как нет запрета пить кумыз, так нет запрета смотреть на девушек”, открывала все дороги для жигитов. Таких жигитов встречали с почетом, им не было запрета на смотрины девушек. Девушки же в свою очередь, высказывали свою волю словами “кыз коретин жигитти биз корелик”, что означает “такие смотрины и мы хотим устроить”, и устраивали состязания в различных видах искусства, оценивая жигитов и открыто высказывая свое мнение. На подобных встречах часто затевались айтысы между девушками и жигитами. Понравившиеся друг другу девушка и жигит, объяснялись в чувствах, и жигит отправлял сватов.

К отцу девушки приходил доверенный посланец жениха (жаушы), чтобы договориться о свадьбе. После обоюдного согласия сваты в знак уважения преподносили друг другу подарки. Со стороны жениха это был каргыбау (каргы – уздечка, бау – поводья) – на деле скакун, а отец девушки накидывал на плечи жаушы праздничный чапан, называемый шеге шапан. Увидев на жаушы новый чапан, встречающие осыпали его монетами, сладостями и конфетами (шашу).

Женитьба взрослых детей осуществлялась после куда тусу (сватовства) – издревле существующей, незабытой и обязательной традицией казахской свадьбы. Процесс сватовства был довольно непростым, но очень интересным. Отец невесты, заранее извещенный о приезде сватов, приглашал родных и близких. Отец юноши с близкими родственниками приезжали в дом невесты. Сватов торжественно принимали. Самого главного представителя сватов называли бас куда. (бас куда по традиции опекал девушку и после свадьбы, будучи невесткой, девушка всю жизнь почитала его). Затем приближенные жениха преподносили невесте и ее родителям подарки, полагающиеся по традиции. Отцов жениха и невесты называли бауыздау куда, то есть самыми близкими. Сватающие стороны ели из одной посуды. Сторона невесты преподносила обрядовое угощение из печени и курдючного сала – киирык бацыр (куйрык бауыр). Это налагало на родителей сторон определенные права и обязанности, уже нельзя было отступать от свадебного договора, в противном случае виновная сторона вынуждена заплатить “неустойку” и возвратить полученный калым.

При отъезде сватов им преподносили подарки (киит): животных, одежду, золотые и серебряные украшения, головные уборы и др. Самый ценный киит получал отец жениха, а другие сваты получали киит по степени родства. Между состоятельными и знатными людьми при сватовстве дарились ценные подарки: бак жаксы – верблюд с верблюжонком, кобыла с жеребенком, слиток золота или серебра, орта жаксы – ценны верблюд или лошадь, аяк жаксы – лошадь, корова, баран.

Окончательный договор между сватами назывался бата аяк ( в некоторых местах сырга тагар или баталасу). Отец жениха ехал к будущему свату и обговаривал срок свадьбы, количество калыма, каде-жора(подарок) Существовало два вида бата – кесимди бата и кесимсиз бата. Кесимди бата – это когда точно назначалась дата свадьбы , объем затрат, количество скота. Кесимсиз бата – это когда назначалась дата свадьбы, а объем затрат и количество скота определялось позднее, с учетом обстоятельств и времени.

Свадебный антураж и обряд прощания с родными

Свадебная одежда у казахов является важным декоративным элементом торжества. А «саукеле», традиционно главный атрибут костюма невесты. Это самый дорогой элемент праздничного убранства, который символизирует начало новой жизни. На обряд одевания под названием «саукеле кигизу» приглашаются сваты, которые должны дать сове благословение будущей жене. Этот головной убор может быть украшен рубинами, кораллами, жемчугом, изумрудами и другими драгоценными камнями. Шьется «саукеле» из очень дорогих тканей, расшивается бисером ручной работы, бахромой, золотыми или серебряными монетами. Дополняет образ невесты красивое платье, сложного кроя, декорированное отделкой.

«Куйеу киими» — наряд жениха, он обязательно должен быть украшен казахскими свадебными узорами. Будущий муж выглядит торжественно и величаво, чтоб окружающие смогли безошибочно определить кто главный на этом празднике. По давно заведенному обычаю – одежда жениха должна радикально отличаться от сопровождающих его мужчин. На головной убор прикрепляются перья филина, одеваются сапоги на высоком каблуке и красный чапан. В обязанности дружка на казахской свадьбе входит словесный спор с теми, кто пытается нарочито высмеять пестрый наряд жениха.

Девушка непосредственно перед замужеством в сопровождении женге обходит по кругу своих близких и родственников, как бы прощаясь с ними. Дружка на казахской свадьбе играет далеко не последнюю роль, ведь именно она сопровождает невесту во время всего торжества. Принимая вместе с ней поздравления и отвечая на колкости и замечания в адрес новобрачной.

Казахский обряд кыз узату заключается в символических проводах девушки. В этот день в ее семье принято грустить и радоваться одновременно. Сваты небольшой группой в 5-7 мужчин приезжают, чтобы забрать невесту. Обычно это происходит вечером, и как только они переступили порог дома – начинаются веселье, танцы, песнопения и гуляния. Танец на казахской свадьбе имеет большое значение, невеста и ее подружки выражают через движение все свое сожаление о прощании с отчим домом, и надежу на лучшую жизнь в семье мужа.

На ранней заре девушку отправляют из дому вместе с прибывшей делегацией. Сватам вручаются «подарки провожатых». Согласно приметам казахской свадьбы – чем яснее и ярче утро, тем полноценнее и счастливее будет жизнь молодой жены.

Ни для кого не секрет, что киргизы и казахи – народы родственные, у них схожие обычаи, языки и традиционная одежда. Даже приготовление блюд национальной кухни и свадебные обряды во многом совпадают. В различных документах Российской империи казахи часто назывались киргизами.
И все же, это два разных народа. Они отличаются друг от друга не только тем, что одни живут на бескрайних просторах Центральной Азии, другие – в горах Тянь-Шаня, Северного Памира и по берегам легендарного озера Иссык-Куль. В чем же на самом деле заключается различие между казахами и киргизами?

Итоги

В давние времена, казахских девушек выдавали замуж в возрасте 13-14 лет, а парней женили в возрасте 14-15 лет. Нельзя было заключать браки представителям одного рода. Возраст тоже имел значение: невеста не могла быть старше жениха больше, чем на 8 лет, зато жениху позволялось быть старше невесты на 25 лет. В наши дни, допускается нарушение этих ограничений, однако, они еще не забыты. Также интересен факт, что свадебные тосты имеют право произносить исключительно старшие родственники.

Современная казахская свадьба проводится с участием ведущего, который, как правило, включает в сценарий обряды, дошедшие до нас с прошлых лет. Казахстан – страна, где с почтением относятся к традициям образования новой семьи.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий